ТЮНИНГ КПП И ГЛАВНЫЕ РЯДЫ Для динамики разгона очень важен крутящий момент, который достигается на определенных оборотах. По мере роста оборотов растет крутящий момент. Но при определенной частоте вращения он достигает максимума и начинает падать. Мощность - произведение момента на обороты, поэтому с ростом оборотов она увеличивается. Соответственно разгон будет наиболее интенсивным, если удерживать обороты между максимальным моментом и максимальной мощностью. Потому что когда рост оборотов перестает компенсировать снижение крутящего момента, мощность начинает уменьшаться - дальше крутить мотор нет смысла.
Для наилучшей динамики КПП должна позволять двигателю как можно дольше работать в зоне «момент - мощность». Добиться этого можно, сблизив передаточные числа каждой из передач. Тогда при переключениях на повышенные передачи обороты будут падать минимально, движок окажется «в моменте» и сможет активно ускорять автомобиль. Близкие передачи помогут и при переключении вниз: на высокой скорости можно включить пониженную передачу и сделать разгон более интенсивным, не рискуя перекрутить моторчик.
Значительно улучшить передачу крутящего момента на колеса можно с помощью самоблокирующегося дифференциала. В отличие стандартного, он вращает оба колеса, не допуская пробуксовки одного из них. Есть разные варианты блокировок, но наибольшее распространение в тюнинге получил червячный механизм. Принцип его работы похож на обычный дифференциал, но сателлиты не конической, а цилиндрической формы, и имеют спиральные зубья. Когда колеса вращаются с разной частотой, возникающие на зубьях сателлитов силы прижимают их торцы к корпусу дифференциала и мешают им проворачиваться, что препятствует пробуксовке колес. Это резко повышает тяговые свойства автомобиля. С блокировкой «гребет» не одно колесо, как со свободным дифференциалом, а сразу оба. Блокировка сильно влияет на управляемость автомобиля. Если в повороте на переднеприводном автомобиле резко открыть дроссельную заслонку, забуксуют ведущие колеса. Обычный конический дифференциал, сорвав внутреннее колесо, защищает от срыва внешнее, которое и заправляет машину в поворот. С блокировкой срыв наступает позже, чем со свободным дифференциалом, происходит резче и сразу на обоих колесах. Автомобиль с блокировкой легче выходит из заносов.
Для тюнинга КПП есть различные спортивные ряды передач, они отличаются передаточными числами и характером, который сообщается автомобилю. Несмотря на различия, все тюнинговые ряды строятся по одному принципу. Низшая передача обычно длиннее, высшие передачи короче и ближе друг к другу. Спортивный ряд КПП мощность двигателя не увеличивает, но помогает использовать с умом уже имеющуюся. За счет изменения передаточных чисел и иногда добавления 6-ой передачи по сути можно добиться либо большей максимальной скорости при более медленном разгоне, либо более быстрого разгона при небольшом падении максимальной скорости. Выбор ряда зависит от требований, предъявляемых к автомобилю (подходит ли к движку), и Вашем стилем езды: спортивного или экономического.
Ряд КПП №8 передний привод.
Ряд КПП 05 (I - 2.92; II - 1.81; III - 1.27; IV - 0.96; V - 0.78; VI - 0.69)
Относится к категории спортивных рядов. Изменены 4 передачи. 1-я, 2-я и 3-я передачи удлинены (как в 6-ом), 4-я передача сокращена (как в 8-ом на 5%), 5-я стандарт. Обычно устанавливается ГП 4.1. На форсированных моторах - с ГП 3.7, 3.9.
Ряд КПП 06 (I - 2.92; II - 1.81; III - 1.27; IV - 1.06; V - 0.94; VI - 0.78)
Боевой, чисто спортивный ряд. Классическая установка с 6-й передачей и главной парой 4,1 (4,3). 1-я, 2-я и 3-я передачи удлинены (1-я значительно),4-я и 5-я сокращены. 5-я передача ряда №6 - это 4-я от стандартного ряда.
Ряд КПП 07 (I - 2.92; II - 2.05; III - 1.56; IV - 1.31; V - 1.13; VI - 0.94)
Очень короткий - спортивный (раллийный, кроссовый) ряд. Без 6-ой передачи высокой максимальной скорости добиться не реально. С главной парой 3,7 на 5-й передаче при 5000об/мин - 128км/ч. При установке с главной парой 4,1, 4,3 можно использовать, например, для соревнований на коротких дистанциях, типа Drag Racing.
Ряд КПП 08 (I - 3.42; II - 2.11; III - 1.35; IV - 0.96; V - 0.78; VI - 0.69)
Его еще называют «коммерческим», так как долгие годы, он был самым популярным и продаваемым рядом. Впрочем, он остается актуальным и сейчас. Удлиненная 1-я передача, 2-я и 4-я сокращены. Все изменения минимальны (по 5%), но этого вполне хватает, чтобы исправить недостатки штатного ряда. Чаще всего устанавливается с ГП 4.1. Недорогой. Приемлемая разгонная динамика.
Ряд КПП 011 (I - 3.64; II - 2.22; III - 1.54; IV - 1.17; V - 0.87; VI - 0.78)
Старый добрый ряд, ставший классикой. Пришел из автоспорта, где устанавливается, в основном с 6-ой передачей и ГП 4.1,4.3. В пользовательских версиях обычно устанавливается с ГП 3.7, 3.9. Изменены 4 передачи. При этом 1-я - стандарт, остальные - сближены. Прекрасный вариант для тех, кто не хочет удлинять 1-ую скорость. Ровный, динамичный разгон.
Ряд КПП 012 (I - 3.17; II - 1.95; III - 1.35; IV - 1.03; V - 0.78; VI - 0.69)
Самый ремонтопригодный (как и 103) ряд, так как изменены 1-я (длиннее на 12,91%) и 4-я (короче на 10%) передачи, 2-я, которая, по статистике, чаще всего выходит из строя - стандартная. Ставится, практически, с любой ГП. При установке с 4,1 - аналогичен по передаточным отношениям ряду №11 с главной парой 3,7. Небольшой недостаток - разрыв между 4-й и 5-й.
Ряд КПП 018 (КПП 2108) (I - 3.17; II - 2.11; III - 1.48; IV - 1.13; V - 0.87; VI - 0.78)
Один из самых популярных на сегодняшний день рядов. Изменены все 5 передач. При этом 1-ая передача (длиннее на 12,91%), остальные - очень правильно подобраны (сокращены). 18 ряд обеспечивает ровную, «беспровальную» динамику разгона. Рекомендуется для установки на любые двигатели с ГП 4.1 (город), 3.7(сток) или 3.9 (город-трасса), наилучшим образом зарекомендовал себя, при использовании с 3,6 (для форсированных двигателей).
Ряд КПП 026 (I - 3.42; II - 2.53; III - 2.06; IV - 1.74; V - 1.48; VI - 1.27)
Изменены все 5 передач. Используется в автомобилях с серьёзно форсированным двигателем преимущественно для автокросс, Drag Racing. 6 передача входит в комплект вместе с крышкой КПП.
Ряд КПП 102 (КПП 2108) (I - 3.17; II - 1.95; III - 1.35; IV - 0.94; V - 0.73)
Практически, 102-ой ряд является аналогом 103-его, с той лишь разницей, что пятая передача - 0,73. Соответственно,- этот ряд требует большей мощности от двигателя, давая возможность обладателям форсированных двигателей одинаково комфортно себя ощущать и в городе, и на трассе.
Ряд КПП 103 (КПП 2108) (I - 2.92; II - 1.95; III - 1.35; IV - 0.94; V - 0.69)
Изменены всего две передачи, но более чем удачно. 1-я 2,92 от 6-го ряда (длинная), 5-я 0,69 (6-я передача 5-го и некоторых других рядов). Даже с парой 4.3 при 5000 об./мин. на пятой передаче, скорость 180 км/ч. Результат: разгонная динамика почти спортивного ряда без потери максимальной скорости. Наиболее удачный ряд для тех, кому одновременно важны и динамика, и макс. скорость.
Ряд КПП 104
Изменены всего три передачи, 1-я 2,928 от ряда № 6 (длинная), 4-я - 1,03 от ряда №6, 5-я - 0,73 (6-я передача стандартного ряда, ряда № 5 и некоторых других рядов). Даже с главной парой 4,33 на 5000 об./мин. скорость 171 км/ч.
Ряд КПП 111 (I - 3,17; II - 2,22; III - 1,54; IV - 1,17; V - 0,81)
Практически полный аналог ряда КПП №11, но с тем лишь отличием, что первая передача от ряда №18. Комплектуется пятой передачей 0,81, однако в некоторых случаях передача может быть заменена на 0,87.
Ряд КПП 200 (I - 2.92; II - 2.22; III - 1.76; IV - 1.39; V - 1.17)
Очень короткий спортивный ряд. Используется в автомобилях преимущественно для автокросс, Drag Racing. Рекомендуемые главные пары: 4.1, 4.3, 4.5 Практически полный аналог ряда КПП №7, но с ещё более короткими 2-й,3-й,4-й,5-й передачами. Без 6-й передачи про высокую максимальную скорость можно забыть.
Ряд КПП 719 (I - 2.667; II - 1.933; III - 1.538; IV - 1.316; V - 1.143)
Назначение: автокросс, ралли-кросс, трековые гонки. Чистый спорт, прямозубые шестерни с кулачковыми муфтами. Рекомендуемые главные пары: 4.5, 5.1
На нашем сайте есть калькулятор для рассчета КПП. Для рассчета введите ширину, профиль и радиус колёсных дисков вашего автомобиля. Затем выберите главную пару и ряд. Таблица покажет скорость автомобиля на определённых оборотах и передачах.
И напоследок о самих главных парах.
Главная пара КПП 3,7 SPORT ВАЗ 21083.
Главная пара 4,13:
не требует установки более дорого сближенного ряда КПП. реально улучшается разгонная динамика, без увеличения расхода топлива обороты при максимальной скорости вырастут всего на 500 об/мин максимальная скорость достигается именно с 4,13 на 5-й и она не в коем случае не будет меньше, чем на стандартной КПП, наоборот пара позволит выкрутить двигатель до максимальных оборотов и соответственно увеличить максимальную скорость. Если будете повторять ошибки « умных механиков», рекомендующих установку пары 4,3 на стандартный ряд КПП, то действительно максималку потеряете, в силу того, что обороты двигателя на максималной скорости увеличатся примерно на 1000 об/мин и двигатель будет попросту «закручиваться». Передачи в КПП укоротятся настолько, что трогатся можно будет на 2-й , а первая превратится в суперпонижающую, как на дизельном внедорожнике. Этот вариант «тюнинга» КПП особенно рекомендуется желающим использовать машину в качестве трактора, для освоения целинных земель. Крутящий момент на ведущих колесах, при переходе со стандартной главной пары КПП на пару 4,13 увеличивается на 12% Разгружает двигатель, мотору легче крутить колеса, повышается динамика, передачи укорачиваются, при 160 км/ч. обороты тахометра 5 тыс., увеличивается расход топлива на 1л.
ГП 4.3 - тоже, что и 4.13+5 км/ч. на всех передачах.
ГП 4.13 или 4.3 + спортивный ряд, под стоковый двигатель (06,07,08): динамика (за счет гл.пары) + длинные передачи, в основном по максимуму раскручиваются 1 и 2-ая передачи.
ГП 4.5 и 4.7: передачи короче, чем у 4.13 и 4.3, максимальная скорость при 5 тыс. оборотов тахометра ~145 км/ч, рекомендуемое использование: с 5 или 6-м рядом, при буксировке и перевозке тяжелых прицепов.
ГП 4.9, 5.1, 5.3 и 5.07- максимальная скорость 110-120 км/ч, используется только на крутых склонах- подъемах.
|